19.1. Оформление. Композиция в оформлении аквариума.
- Подробности
- Просмотров: 6099
Общие принципы дизайна аквариумов.
Создание композиции подводного мира процесс творческий и результат его непредсказуемый, даже если вы знаете, какой вид подводного мира вы хотите создать и как должна выглядеть окончательная картина. Почему один аквариум выглядит красиво, а другой не очень? Иной раз все вроде бы здорово сделано, а не смотрится. Почему? Разгадка кроется в особенностях композиции. Различные по величине, форме, цвету и фактуре объекты служат зацепками для глаза. Мы переключаем внимание с одного на другой, пусть даже непроизвольно пытаемся рассмотреть каждый, и если композиция построена правильно, делаем это много-много раз – оторваться невозможно. Из множества вариантов форм аквариумов, главную роль, разумеется, играет их оформление. Именно аквариумный дизайн определит “место” аквариума в вашем доме. Правильно оформленный аквариум умеет влиять на настроение; он может тонизировать или расслаблять. Аквариум должен приносить вам радость и эстетическое наслаждение.
Внешний дизайн необходим для того, чтобы комплекс, состоящий из аквариума, подставки и светильника, гармонично вписывался в интерьер помещения. Современные технологии и оборудование аквариума позволяют выполнить его так, чтобы он максимально подходил к окружающему пространству. Кривизна силикатных стекол может повторять или дополнять изгибы стен и мебели, а для акриловых стекол вообще нет никаких ограничений, кроме законов физики и здравого смысла. Отделка светильников и подставок делают аквариум частью декора или выделяют его в визуальный центр, вокруг которого будет построена композиция помещения.
В одном и том же аквариуме из растений, грунта, фона, камней и коряг можно создать бесчисленное множество вариантов интерьера. Одни композиции очень понравятся зрителю, будут казаться гармоничными, привлекать его взгляд, другие, напротив, покажутся скучными и неинтересными. Поэтому аквариумист, оформляющий водоем, должен не только заранее разработать привлекательную композицию, но и уметь воплотить ее в доступных материалах. Должен понимать, что улучшает восприятие композиции, а что мешает, какие детали уместны, а какие нет. Специалист не может поступать слепо, лишь перебирая всевозможные варианты - он продумывает интерьер, а затем воплощает его.
Обязательно помните о живых обитателях аквариума.
Любителей аквариума в основном можно разделить на несколько групп.
- Первая, довольно многочисленная группа – коллекционеры разных рыб. Аквариумы таких любителей, как правило, плотно заселены многочисленными питомцами. Для произрастания же большинства редких и красивых растений они непригодны (особенно это относится к аквариумам, где содержатся крупные и роющие грунт рыбы).
- Вторая группа включает небольшое число любителей, содержащих и размножающих разные виды аквариумных растений. Как правило, водоемы их засажены множеством редких видов. Рыбы для таких любителей отодвигаются на второй план.
- Еще одна, тоже довольно малочисленная, группа любителей, которые содержат у себя дома декоративные аквариумы, населенные красивыми, со вкусом подобранными рыбами и множеством разнообразных растений; в таких аквариумах вы можете увидеть камни, коряги и пр. Среди декоративных аквариумов есть водоемы, устройство и оформление которых ведется в строгом соответствии с определенным естественным биотопом данного географического района. Естественное для рыб жизненное пространство, которое пытаются воссоздать в аквариуме многие любители, может выглядеть совершенно по-разному, а добиться этого не так трудно с помощью различных поделок.
Дизайн аквариумов подразумевает как оформление стенок резервуара, так и наполнение аквариума различными декоративными элементами, одна из основных функций которого не просто привлечь внимание окружающих, но, в первую очередь, создать аквариумным рыбкам подходящие условия для икрометания и размножения. Вторым действием идет подбор элементов декора - камни, коряги, керамика, изделия из пластика и многое другое – и каждый из них тоже может иметь свое влияние на свойства воды, например коряги, кислят воду и выделяют определенные количества гуминовых кислот. При этом элементы декора должны вписываться в общий стиль оформления аквариума, являясь частью дизайна аквариума. В некоторых случаях элементами дизайна могут быть скелеты живых кораллов, раковины моллюсков, живые растения, ивовые корни и различные нетрадиционные предметы.
Совместное содержание различных декоративных рыб очень популярно, особенно среди начинающих. Чаще всего держат сообщества не родственных видов, если требования к воде не очень жестки и поведение не угрожает сообществу в целом. Учитывают не географическое распространение рыб и растений, а общность условий их жизни. В декоративном аквариуме подбор рыб и растений проводится по декоративному принципу. Здесь имеет значение сочетание форм, размеров и окрасок. Лучше содержать меньше разных рыб, но больше экземпляров каждого вида (стайных рыб не менее 6-10 шт). Большую роль играет равномерное заселение средних, верхних и нижних слоев воды. Другие создают сообщества рыб включающие виды, происходящие из одного места, например, такого, как Африканские озера. Эти виды требуют жесткой щелочной воды и многочисленных известняковых пещер.
Композиция в аквариуме.
Композиция - это целая наука, которая появилась очень давно. Она находит свое применение во многих отраслях: архитектура, живопись, дизайн и т. д.. Нашла она свое место и в аквариумистике. Долгое время множество людей придумывали, исследовали, проверяли и перепроверяли различные средства для привлекающих внимание композиционных форм. И хотя до сих пор исследования приносят все новые результаты, можно выделить многие основополагающие моменты и, конечно же, ими пользоваться.
Например, очень важным правилом в аквариумной композиции является то, что растения не должны заслонять друг друга. Поэтому ближе к переднему стеклу высаживают низкорослые растения, в средней части дна - повыше, а у задней стенки - самые высокие. При такой посадке зритель будет видеть каждый листик, каждую макушку стебля.
Второе правило - избегать симметрии, ведь аквариум - это подобие природного водоема, в котором месторасположение всех растений и камней как бы случайно. Поэтому растения и декорации в аквариуме размещают в "природном" стиле. Например, обычный камень - где его лучше разместить - ведь в природе редко он может находиться ровно посредине водоема. По той же причине не стоит укладывать рядом два декоративных элемента одной величины - это также неестественно. Зато плоский камень, помещенный по одну сторону большого камня, и небольшой округлый камешек - по другую создадут прекрасную гармоничную композицию.
Для создания рисунка художник использует такие средства, как линия, штрихи и пятно. А если аквариум представляется нам тоже, как картина, пусть и объемная - можно ли и здесь применять эти средства? Определенно - да. Представьте, что стебли растений - это линии, крупные листья и камни - пятна, мелколистные растения - штрихи. Отдельные штрихи на рисунке не видны, подобно им, теряется в аквариуме короткая веточка хемиантуса или роталы. Чтобы штрихи на картине обрели смысл, из них образуют некую форму; так и в аквариуме - необходимо собрать несколько стеблей в пучок и посадить их вместе, тогда масса листвы дополнит аквариум особым рисунком и оттенком. Помимо групповых посадок, создающих в водоеме фон и рельеф, необходима точка, которая бы притягивала взгляд. В аквариумных композициях ее называют сильной точкой, она расположена в определенном месте. Обычно это крупное заметное растение, чаще одиночное. Примером может быть краснолистная нимфея или горизонтальный эхинодорус, листья которого хорошо выделяются на фоне стеблей мелколистных растений. В сильной точке также можно расположить группу контрастных по цвету длинностебельных растений.
Средства композиции.
- Целостность. Добиваться целостности, создать неделимую композицию, определить место для четкого центра внимания и подчинить этому центру второстепенные элементы – это первая задача. Все близкое, подобное должно либо объединяться в единое пятно или силуэт, либо резко индивидуализироваться (это второй закон композиции – закон типизации).
- Линия. Это форма композиции и ее внутренние линии (создаются корягами, камнями, дорожками). Это то, что бросается в глаза в первую очередь. Красивой линией можно подчеркнуть пейзаж, а можно вывернуть объем, расчленить и разрушить его. С линией связано такое средство создания объема как линейная перспектива.
- Линейная перспектива. Это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов. Направление и угол постановки коряг, величинные контрасты. Если автору удается воспроизвести легко читаемую разницу масштабов для объектов пейзажа (коряги, камни), то задача передачи пространства будет решена. Уменьшение размеров удаляющихся предметов – первый признак линейной перспективы.
- Цвет и тон – тоже очень хорошо работают в подводном пейзаже. Цвет – это настроение пейзажа, его эмоциональное начало. Выраженность тоновых и цветовых контрастов на объектах, которые находятся ближе к нам, является наиболее сильной, по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени ослабевают, исчезают детали, “уходят” цвет и тон. Так работает наше зрение, этого же нужно добиваться, выстраивая подводные пейзажи. Уменьшение насыщенности тона, высветление дали – это яркие признаки воздушной перспективы.
- Закон контрастов. Контрасты – это выразительность пейзажа. Это противоположности, их жизнь и взаимопроникновение. Светлое-темное, большое и малое, объем и плоскость, теплое и холодное - т.е. любые диаметральные диалоги, которые делают ваш пейзаж выразительным. Противоположностью контрастов являются нюансы - это малозаметные различия. Например, листья роталы и микрантемума сходны между собой. То же самое можно сказать о лимнофилах и перистолистниках. Можно сначала не различать эти растения, если они расположены рядом, но стоит присмотреться, и становится заметно некоторое различие в том, как расположены листья этих растений, какой рисунок они создают. Примером контраста может служить гигрофила с ее густо расположенными овальными листиками и валлиснерия, листовые пластинки которой имеют лентообразную форму. Но оба растения окрашены в ярко-зеленый цвет и составляют цветовой нюанс. А вот пурпурная альтернантера и зеленая гигрофила являются образцами контраста. Нимфея с огромными округлыми листьями и узколистная барклая также различаются, но уже по окраске, ведь оба растения часто обладают красными тонами.
Подбирая различия, можно создать целую гамму оттенков или форм листьев. Композиции, в которых используются преимущественно нюансы, кажутся спокойными. Но если в аквариуме все растения будут выглядеть слишком похожими друг на друга, такой фрагмент покажется скучным. Поэтому на фоне "нюансных" зарослей можно поместить несколько растений, которые будут выделяться формой листьев или окраской - они противоположны по отношению к фону. Камни и коряги, четко проступая на заднем плане, как правило, являются контрастными элементами.
Чтобы аквариум смотрелся более естественно, следует использовать растения разных цветов и с разными размерами листьев. В аквариумах с водоизмещением в 250 литров и более хорошо смотрятся растения с большими листьями, визуально увеличивающими габариты емкости. Для придания композиции контрастности можно использовать красные растения. Только помните, что одно красное растение будет играть роль точки фокусирования и если вы уже установили большую корягу или камень, может возникнуть эффект "блуждания глаз".
Создание композиции.
- Центр композиции или точка фокуса. Оформление аквариума должно начинаться с того, что вы мысленно делите дно на девять частей (если в водоеме не планируется размещение больших и тяжелых камней, то можете насыпать грунт, а затем начертить границы участков на гравии). Определите, с какого угла вы чаще смотрите на аквариум и проведите косую линию ( другой вариант: точка фокуса связана с правилом “золотого сечения” - древнегреческие математики выяснили, что идеальное для глаз соотношение определяется как 1 к 1,618, то есть, нужно вычислить длину емкости и разделите ее на 1,618, полученный результат отложить от любого края и установите в этом месте точку фокуса). В точке ее пересечения с дальней короткой линией установите самый большой камень, корягу или что-то другое. Самый большой камень или крупная коряга и будет так называемым центром композиции. Без нее композиция однозначно будет выглядеть аляповато, но больше двух центров концентрации внимания создать не стоит. Впрочем, и вторая точка фокуса может оказаться лишней в аквариумах объемом менее 250 литров. Однако одиночный аксессуар всегда смотрится как-то неестественно, ведь в природе те же камни обычно встречаются группами. Поэтому при формировании дизайна аквариума стоит использовать несколько аксессуаров разного размера, которые имеет смысл расположить в виде треугольника. Например, два камня поменьше расположите по сторонам: один, например, совсем рядом с большим, другой – на дальней продольной линии. Они не должны находиться вдоль одной черты и располагаться по величине. Пространство позади линии до задней стенки засадите растениями. Независимо от того, какой у вас аквариум, впереди высаживайте низкорослые растения, а позади – высокие. Островок свободного пространства из чистого песка выглядит очень эффектно у переднего стекла в обрамлении мелких эхинодорусов.
- Уравновешенность композиции. При создании композиции основное внимание следует уделить геометрии предметов, их величине и положению в пространстве, массе, фактуре, цвету и освещению, которые могут изменяться в определенных пределах и иметь бесконечное количество композиционных решений. Композиция, которую вы выстраиваете в аквариуме, должна быть уравновешенной. Для создания гармоничной подводной композиции в растительном аквариуме важно соблюдение масштаба. Это касается и выбора растений, элементов хард-скейпа и подбора рыб. Добиться уравновешенности композиции можно с помощью цветовых и световых отношений, ритма линий, пятен и пространственных членений. Повторение равных величин устанавливает простейшую зависимость между ними и силу их тождества.
При работе над выявлением взаимосвязей между элементами композиции важно выбрать основной объект, чаще всего доминирующий над остальными элементами по массе, но не являющийся акцентом вашей работы. Этот предмет будет основным связующим элементом ландшафта. Акцентом композиции должен стать предмет (предметы), максимально противоположный ему по своим свойствам.
- Перспектива. Для создания перспективы у задней стенки и по бокам сажают большие или кустистые растения, на среднем плане средние по рослости, а спереди вообще оставляют пустое пространство. Хорошо смотрится “горка”- это когда у задней стенки аквариума грунта на 3-5 см больше чем у передней.
Надо чтобы все объекты композиции были как-то связаны между собой по смыслу и по размещению. Хороший эффект достигается также очень простым композиционным приёмом: попробуйте сгруппировать объекты так, чтобы они (если смотреть в переднее стекло аквариума) чуть-чуть перекрывали друг друга.
Если вы хотите зрительно увеличить аквариум по ширине, то обязательно сделайте горку и посадите растения с длинными плоскими листьями, которые тянутся вверх (на заднем плане), а на среднем посадите низкие и приземистые с широкими, вперемешку с небольшими, но тоже с вертикальными листьями. Если хотите, как бы увеличить аквариум по высоте, то на задний план надо посадить растения кустистые, листья которых растут в стороны. Средний план оставить таким же, как и в первом случае.
Объект заметнее и выразительнее выделяется на фоне контрастных объектов. Шероховатая фактура контрастна по отношению к гладкой, но светлое пятно на темном фоне заметно ярче. Таким образом, тот объект, который будет наиболее контрастным во всей композиции, станет главным центром притяжения внимания. Но проявлять контрастность объектов следует постепенно, пошагово. Скажем, темно-зеленые и светло-зеленые растения создают определенный контраст, но его не всегда достаточно для выразительного выделения главного объекта или линии.
Красноватые растения будут более контрастными по отношению к зеленым. Красные камни будут еще сильнее выделяться, так как уровней контраста будет уже несколько: цвет, форма, фактура. Чем темнее фон, тем ярче пятно умеренных тонов. Таким образом, мангровая коряга коричнево-красного цвета на светло-голубом фоне будет смотреться не выразительно, а если фон окажется, к примеру, темно-синим, то коряга заиграет всеми оттенками – от коричневого до красного. Коряга будет еще ярче на серых и болотных фонах.
- Линейная перспектива. Наглядно она выражается в визуальном сведении двух параллельных прямых по мере их удаления от наблюдателя. Если мы хотим усилить ощущение перспективы аквариума, то должны создать подобие, сужающейся к задней стенке, “дороги” из контрастных растений или грунта. Любые линии композиции, сводящиеся к заднему плану, будут усиливать перспективу аквариума. Линейная перспектива положена в основу классических “красных улиц” в голландском аквариуме.
С помощью высаживания контрастных растений по диагонали снизу вверх и от переднего стекла к заднему, подчеркивается глубина аквариума, создается иллюзия уходящей за горизонт дороги. Серые камни у задней стенки аквариума в сочетании с цветными у переднего стекла придадут аквариуму большую глубину, чем если бы вся горка была бы сложена из камней одного цвета. Линии, направленные вверх облегчают картину, линии, направленные вниз – утяжеляют ее. Темные оттенки тяжелее светлых, глянцевая фактура легче матовой. При оформлении аквариума всегда необходимо отходить для контроля на место наблюдателя, учитывая, что смотреть на аквариум будут под разными углами. В аквариуме мы также можем использовать уменьшение размеров и контраста декораций заднего плана, с целью создания иллюзии глубокой перспективы. Если с размерами декораций все ясно, то контрастность можно понизить, применяя более плавные формы и уменьшая интенсивность в зоне их освещения.
- Обратная перспектива. Этот прием используют для оригинальных решений аквариумных композиций. Чтобы достичь психоделического эффекта обратной перспективы необходимо действовать с точностью до – наоборот. То есть – задний план делать более ярким и контрастным, а передний расплывчатым и темным.
- Пропорции. Они определяют соразмерность и гармоничность элементов формы, всех ее частей друг с другом и с целым. Масштаб и пропорции неразрывно связаны между собой. Так, в аквариумах мелкие рыбки – гуппи, неоны – выразительнее будут смотреться на фоне ажурной, тонкой листвы. А к крупнолистным эхинодорусам или анубиасам больше подойдут рыбы покрупнее – скалярии, радужницы. Для астронотусов, крупных попугаев и прочих больших рыб нужно подбирать соразмерные декорации: массивные коряги, камни. Две коряги очень разного масштаба также не будут сочетаться в одном аквариуме.
- Соразмерность. Для создания гармоничной подводной композиции в растительном аквариуме важно соблюдение масштаба и пропорциональности. Это касается и выбора растений, элементов и подбора рыб. При излишнем обилии второстепенных предметов они не только мешают друг другу и обоюдно умаляют собственное значение, но вредят и тому объекту, которому они по-настоящему, служат только аксессуарными принадлежностями. В противоположность к загромождению, недочет в аксессуарах вызывает ощущение бедности, пробела.
Геометрические формы композиции:
— Вогнутая, когда в центре располагаются относительно низкие растения;
— Выпуклая, в которой самые высокие растения помещаются в центр композиции;
— Треугольная, когда высота растений постепенно снижается от одного края к другому;
— Прямоугольная, построенная из растений одинаковой высоты. При этом варианте сложно организовать “полянки”. Впрочем, иногда прямоугольные формы используются, когда требуется создать иллюзию глубины.
Рыбы, как часть композиции.
Рыбы являются важным, перемещающимся цветовым акцентом. Если этот акцент имеет размеры, соотносимые с основными цветовыми пятнами (шапки растений, коряги, камни) – такие рыбы будут разрушать композицию. Крупные (более 8 см), рыбы удачно смотрятся только в аквариумах более 200 литров. Для аквариумов меньших объемов нужно подбирать более мелких рыб.
Контрастность касается и рыб. Если надо подчеркнуть их не очень яркую окраску, то подбирается наиболее контрастный, но спокойный фон. Рыбы, имеющие яркий окрас от природы так же нуждаются в контрастных фонах. Например, желтые рыбы лучше смотрятся на синем фоне, нежели на красном или зеленом. Блеклые рыбки могут выделиться на фоне однообразного травяного фона, чего на фоне большого разнообразия и буйства красок они сделать не смогут, всё внимание будет привлечено к растениям. В то время как яркие, разноцветные рыбки смогут обратить на себя внимание в условиях конкуренции с растениями. Они компенсируют их кричащее великолепие своей живостью красок и форм. Имеет значение не только цвет и форма рыб, но и то, как они двигаются. Их манера плавать – очень важна для того, кто собрался сделать идеальный аквапейзаж. Яркоокрашенные рыбы превосходно контрастируют с тёмным фоном аквариума. На удивление чудесное впечатление производят большие стаи простых невзрачных рыб, проплывающие на фоне незамысловатого пейзажа и светлого фона аквариума.
Рыбы делятся по уровням воды, в которых они плавают – донные, средних слоёв и рыбы, обитающие у поверхности. Это тоже надо учитывать, планируя заселение аквариума.
Фон, как часть композиции.
Подбирая фон, не забудьте о гармонии между ним, грунтом и растениями. Если вы используете черный гравий, тогда в таком аквариуме уместно применить темный фон для заднего стекла, находящийся в одной гамме с грунтом. Освещение такого водоема лучше создать с использованием ламп, подчеркивающих окраску, таких как Hagen PowerGlo, и тогда яркие рыбы и растительность заиграют на темном фоне, верхушки растений будут контрастировать с глубокими тенями. В таком аквариуме композицию лучше строить на контрасте, при этом можно использовать зеленые и красные оттенки. На фоне черного грунта хорошо смотрятся одиночные розеточные растения.
Композицию в аквариуме со светлым песком нужно строить иначе: фон не очень темный, освещение желтоватое, приближающееся по спектру к солнечному. Ярко освещенный водоем хорошо подойдет для большинства растений, и длинностебельных, и розеточных. Здесь интерьер лучше построить на нюансах, ведь каждый листик хорошо освещен и виден, лишь один-два контраста оживят эту картину. Попробуйте представить, что произойдет, если пренебречь этими рекомендациями: белый песок, черный фон, заросли из растений различной окраски - композиция распадется, посадка в аквариуме будет казаться хаотичной.
При использовании красноватого гранитного гравия задача фона противоположная - не привлекать к себе внимание, а подчеркивать красоту тех объектов, которые на нем находятся, так как, этот грунт красив сам по себе, а значит, будет привлекать к себе внимание. Многие аквариумные растения имеют в окраске красные тона, но все же большинство растений зеленого цвета. Чтобы оформление было гармоничным, основную часть растительности в таком водоеме должны составлять как раз красноватые растения. Для завершения композиции на их фоне достаточно будет поместить несколько крупных ярко-зеленых кустов. Задний план в аквариуме должен соответствовать тону грунта, например иметь темно-коричневую окраску. Черный фон в таком водоеме будет излишне мрачным, светлый задник сделает композицию слишком пестрой.
Гравием из розового кварцита - светлый тон этого гравия не допускает сильных контрастов, поэтому задний план не может быть ни черным, ни синим. Лучше всего остановиться на светлой пленке, на фоне которой будут хорошо видны ярко-зеленые заросли. Вся композиция получится сочной и яркой, красные растения здесь можно не применять вообще.
Освещение, как часть композиции.
Освещение тоже можно и нужно использовать, как средство композиции, передавая игру света, выделять тенями объемы, создавать различную фактуру. Ведь даже идеальная композиция может показаться неудачной, если аквариум неправильно освещается. Например, лампы холодного света создадут глубокие тени, высветят верхушки растений и проявят окраску многих рыб. Такое освещение подходит для создания драматического эффекта, для композиций, основанных на контрастах. Теплый свет создает ощущение солнечного тепла, мягко заполняющего весь объем. Красные растения в таком освещении смотрятся гармонично, но окраска многих рыб несколько теряется. Белый свет нейтрален, если его сила большая, объемы тоже несколько теряются.
В зависимости от общего замысла освещение в композиции следует подбирать обдуманно. В одних случаях будет достаточно лишь ламп теплого света, которые физиологически наиболее пригодны для растений. Чтобы окраска рыбок смотрелась ярче, необходимо ближе к переднему стеклу установить лампу с нейтральным или холодным светом, тогда подплывающие к зрителю рыбы засияют красками. Обратите внимание на некоторые типы ламп, созданные специально для того, чтобы подчеркивать красоту и блеск красок - синих, зеленых, желтых и красных. Поскольку в люминесцентных лампах спектр линейчатый, то можно подобрать смесь газов, дающую всплески в каждой из перечисленных частей. За счет этого окраска рыб и определенные тона растений выглядят очень нарядно. По такой технологии создана лампа Hagen PowerGlo.
Если вы решите, что композиция наиболее привлекательна в лучах холодного света, имейте в виду, что для растений такое освещение не вполне пригодно. В таком случае в аквариуме можно использовать два набора ламп: один - обеспечивающий рост, а второй - для наблюдения за водоемом. Эти лампы включают при помощи раздельных выключателей. Можно запрограммировать таймер на изменение типа освещения в то время, когда на домашний водоем больше всего обращают внимание.
Обеспечение жизненного пространства в аквариуме.
Обстановку внутри аквариума надо рассматривать с двух позиций: с точки зрения наблюдателя и со стороны необходимости (полезности) для обитателей. Внутриаквариумный дизайн и должен обеспечивать условия для сохранения жизни и репродукции, что подразумевает возможность полноценного питания, дыхания и укрытия. Знания о естественном жизненном пространстве рыб помогут аквариумисту избежать грубых ошибок в их содержании. Большинство рыб любит аквариум, разделенный на многие участки и уголки. Поскольку жизненное пространство резервуара замкнуто, и в борьбе за превосходство более слабым рыбам не удается спасаться бегством, им надо предоставить возможность прятаться за каким-нибудь барьером или в укрытии: рыба ведет себя смелее, если знает, что при первых же признаках опасности ей есть куда укрыться, спрятаться. К определенным отклонениям сможет привыкнуть каждая рыба благодаря умению приспосабливаться. Но необходимо быть исключительно внимательным ко всем деталям оформления аквариума и к техническим приспособлениям, особенно если речь идет о рыбах, известных своей разборчивостью.
Хорошо, когда в аквариуме с цихлидами есть крупные коряги, камни, и в тоже время должно оставаться достаточно много места для свободного плавания. Почти все цихлиды – рыбы, строящие свои гнезда для выведения потомства в виде ям в укромных местах аквариума. Поэтому дно аквариума должно быть покрыто хотя бы пятисантиметровым слоем мелкой речной гальки с размерами отдельных фрагментов 3-6 мм.
Рыба, привыкшая жить над песчаным дном, должна найти его и в аквариуме. Так рыбы рода Geophagus в поисках корма любят разрывать дно головой. Конечно, им подойдет и мелкий гравий, но, с другой стороны, песок они могут пропустить через жабры, а мелкие зернышки гравия – нет. Следовательно, рыбам можно помочь продуманным оснащением аквариума и, наоборот, затруднить им существование и поиски пищи, если аквариум оформлен неправильно.
Количество рыб и растений должно быть ограничено объемом воды в резервуаре. Число обитателей аквариума рассчитывается в зависимости от объема воды в аквариуме, при этом следует вычесть объем донного грунта, декораций, оборудования. Чаще всего ошибки такого рода делаются сразу, уже при покупке рыб, не учитывая (это касается и растений), что имеют дело с молодыми, незрелыми экземплярами – такие рыбки и растения при хорошем уходе через некоторое время многократно превосходят свою изначальную величину. Нужно помнить об этих условиях и отказываться от покупки новых рыб, чтобы гарантировать сформировавшемуся населению аквариума необходимое жизненное пространство. Видовой и количественный состав рыбок в вашем аквариуме, может зависеть от многих факторов: от размера аквариума, размера самих рыбок, а так же от системы жизнеобеспечения аквариума, которым будет оснащен ваш домашний водоём.
Композиция водного ландшафта.
Создавая водный ландшафт, нужно помнить, что способ укладки грунта и тип освещения зависят от общей композиции, поэтому дизайнерская картина аквариума должна быть ясно определена на самой первоначальной стадии процесса. Например, следует решить, будут ли использоваться в качестве основного декоративного материала для построения ландшафта камни и коряги. Возможно, это будет идея создать открытый аквариум с выходящими на поверхность концами веток при использовании коряг. Для аквариума с открытым верхом потребуется использовать подвесной тип светильников. Выбор материала для субстрата и способ его укладки зависит от того, будут ли использоваться на переднем плане водные растения или декоративный песок.
В первую очередь нужно себе представить, какой вид подводного мира вы хотите создать. Обычно, сразу вы можете не знать точно, как должна выглядеть окончательная картинка, но чтобы создать единое целое, вначале нужно рассмотреть и подогнать друг к другу множество отдельных фрагментов. Не имеет смысла начинать с какого-то определенного кусочка и продвигаться вперед в заранее заданной последовательности, так как в этом процессе есть очень много переменных составляющих.
Возьмите лист бумаги, лучше того же размера что и дно предполагаемого аквариума, но можно и в масштабе. Нанесите примерный план размещения всего оборудования, декораций и растений. При этом стоит учесть как ваши желания, так и потребности предполагаемых к содержанию рыб, то есть предусмотреть укрытия, разделители зон и т.д. Желательно составить план, на котором должно быть четко показано, где именно должен располагаться каждый предмет внутреннего оборудования аквариума. Обязано должно быть отведено довольно свободного места, чтобы рыбки имели возможность непринужденно плавать. И, чем больше размер этих рыб, тем большее пространство необходимо им для плавания. Затем в соответствии с этим планом следует составить проект оформления аквариума.
Для большинства людей наибольший интерес в аквариуме представляют рыбы, поэтому чаще всего именно правильный выбор рыб и есть фактор, определяющий успех аквариума в целом. В идеале должно быть так: сначала нужно принять решение, каких именно рыб вы хотели бы держать, а потом позаботиться о том, где их разместить. Одни предпочитают держать крупных рыб, от 15-20 см длиной, а рыбки маленькие не представляют для них никакого интереса. Но крупным рыбам нужно много места для плавания, поэтому емкость под него нельзя загромождать декоративными элементами, пусть даже растительными. Крупные особи обычно плохо уживаются с растениями – ломают их, рвут листья, подкапывают. Другие аквариумисты, наоборот, предпочитают мелких ярких рыбок. Крупные же кажутся им слишком агрессивными, лишенными утонченности, а наблюдение за ними не доставляет никакого наслаждения. Не менее важен и темперамент. Есть особи вялые, медлительные - дискусы, сомы, скалярии - есть быстрые и плавающие очень стремительно – барбусы, лепоринусы, акулий балу.
Для выбранного варианта можно подбирать элементы декораций, которые помогут вам создать нужный подводный ландшафт в целом. При художественном оформлении аквариума старайтесь преследовать единый замысел. Определите участки аквариума, подходящие на роль “центра внимания”, и оформите их надлежащим образом. Желательно скрыть все технические приспособления с помощью грунта, растений, камней или коряг. Но главная задача дизайна аквариума – воспроизвести наиболее правдоподобный пейзаж в аквариуме. Более реалистичной картинку делают элементы украшения природного происхождения. Для создания речного ландшафта используют округлые камни, для имитации скал – плоские камни неправильной формы. Красиво смотрятся и различные коряги (корни, ветви деревьев). Используйте специальный фон для создания подводного пейзажа на задней стенке. Рисунок можно выбрать соответствующий внутреннему устройству аквариума. Если аквариум густо засажен растениями, то и фон можно выбрать с рисунком растений. А если же у вас каменистая местность, то и рисунок нужно выбрать соответствующий. Кроме того, существуют задние стенки с выпуклым изображением скал, которые устанавливаются в аквариум у заднего стекла. Красиво смотрится аквариумный грунт, находящийся ступеньками, а у задней стенки аквариума растения также высаживаются также ступеньками – вдоль стенки высокие растения, а перед ними низкорослые растения.
Аквариум с растениями не так статичен – каждый день или несколько дней вырастают новые листья, появляются новые веточки или молодые растения. Занимаясь размещением растений в аквариуме, следует помнить о световых условиях. В той части резервуара, которая освещена лучше всего, следует поместить наиболее светолюбивые растения. Те места в аквариуме, которые из-за тени, создаваемой большими растениями, или из-за элементов декора не подвержены столь явному световому облучению, нужно засадить растениями, менее требовательными к свету.
Растения с нежными перистыми листьями почти всегда требуют много света и не переносят загрязнения воды. Чем больше растений приходится на одну рыбу, тем чище будет вода. Для обитателей открытых вод, нуждающихся в пространстве для плавания, надо густо засадить только дальние уголки, а у боковых стенок и с задней стороны аквариума нужно разместить растения отдельными группами. Если рыбы копаются в грунте или подкапывают корни, то растения лучше всего разместить в горшках. В этом случае надо отказаться и от растений с тонкими перистыми листьями, поскольку они легко загрязняются.
Аквариум, оформленный живыми растениями, требует более обдуманного подбора рыб, т.к. приходится учитывать и потребности растений. Возможна и комбинация искусственных растений с живыми. При выборе растений нужно понимать, что многие из них в природе растут на глубине не более 30 см или вообще во влажной почве, временами затопляемой водой. Соответственно, вырастить в глубоком аквариуме вам удастся не все. Мелкие растения сажают группами, в виде островков, крупные – помещают отдельно, ближе к задней стенке. Впереди оставляют свободные пространства для плавания рыб.
Целый ряд видов рыб, не пренебрегающих нежной зеленью, нельзя помещать в один аквариум с нежными растениями.
В аквариум с живыми мягкими растениями не нужно подселять рыб, питающихся растениями. Если хочется иметь именно травоядных рыб, нужно подбирать такие растения, которыми эти рыбы не смогут или не захотят съесть.
Покупая молодых особей, не забывайте, что рыбы непременно вырастут и их первоначальный размер не должен быть решающим - степень наполненности аквариума должна зависеть не от того, какого размера рыба сейчас, а от того, какого размера она достигнет, став взрослой. При выборе рыб надо учитывать их повадки - многие виды любят копаться в грунте, что, не очень хорошо для растений.
Когда вы разрабатываете дизайн своего аквариума надо сразу думать о том, что все эти декорации, камни и коряги придется вынимать для их очистки от водорослей и вросшей грязи. Со временем в аквариуме всегда поселяются водоросли, они формирует обрастания на стеклах, камнях, керамике, живых и искусственных растениях. Все известняковые породы имеют светлую окраску: от белой до серовато-желтой. Из-за этого они довольно быстро обрастают водорослями, от которых их приходится очищать. А учитывая, что известняк – камень мягкий, грубая обработка и чистка его заметно разрушают. Немаркие гроты получаются из лавового камня, к тому же он сравнительно, легок.